Тема недели : "В мире музыки".
Беседа с ребенком о музыке
Музыканты говорят, что это язык чувств. Физики говорят, что это звуковые колебания, вибрация. А поэты пишут стихи, посвященные музыке. Послушайте стихотворение К. Ибряева, посвященное музыке.
Тихо-тихо рядом сядем -
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся все стены -
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой...
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его.
Так что же такое музыка?
Если мы остановимся, замрем и прислушаемся, то услышим звуки мира
окружающего нас. На прогулке в лесу мы услышим шелест листьев, журчание лесного ручейка, пение птиц, стрекотание насекомых — поет лес на разные голоса. На берегу моря — шум прибоя, крики чаек, дельфинов. И нам до бесконечности хочется слушать музыку моря.
Когда же впервые человек слышит музыку?
Наеврное, в первый раз он слышит мамину колыбельную. Послушайте стихотворение Л.Дымовой "Мама поет"
Светят звезды ласково
Над моим окном
И поет мне песенку
Мама перед сном.
Самую любимую
Песенку мою:
«Спи, моя хорошая,
Спи, моя пригожая,
Баюшки-баю!»
Почему дети засыпают под колыбельные песни?
Колыбельные песни, как правило, спокойные по характеру, несколько монотонные, убаюкивающие.
Где же звучит музыка?
Дома — это мультфильмы, фильмы, телепередачи, все они сопровождаются музыкой, которая подчеркивает сюжет, драматургию, характеры героев, что побуждает эмоциональному сопереживанию и лучшему осознанию содержания.
Начиная с детского сада, музыка звучит на всех праздниках, сопровождая песни и танцы. На музыкальных занятиях дети знакомятся с народной, классической музыкой, другими музыкальными стилями. В школе дети изучают такой предмет, как музыка, и продолжают слушать и исполнять музыку.
Все великие композиторы писали музыку для детей, наверное потому, что дети самые благодарные слушатели. Да и композиторы старались писать музыку яркую, образную, стараясь изобразить в музыке природные явления — дождь, гром, пение ручейка, шум моря и т.д.. Так же композиторы старались выразить в музыке мысли, чувства, настроение людей — радость, веселье, грусть, обиду, любовь и ненависть т.д..
Музыку писали на все случаи жизни. Для детей — колыбельные, танцевальные, игровые песни. Для праздников — танцевальную музыку: вальсы, польки, мазурки, полонезы, аранжировки народных танцев. Для торжеств и парадов — марши. Народ всегда слагал песни о своей жизни, они помогали и в работе и на празднике и в повседневной жизни.
В классе хореографии все движения выполняются под музыку. Музыка задает темп, ритм, характер. Какой же это танец без музыки?
Давайте поговорим о ритме: ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму.
Послушайте стихотворение:
Стучат колеса поезда: та-там, та-там, та-там,
Звучит в оркестре барабан: ба-бам, ба-бам, ба-бам.
Часы отстукивают так: тик-так, тик-так, тик-так,
Лягушки дружно квакают: ква-квак, ква-квак.
Стучит сапожник в мастерской: тук-тук-тук,
Разносится ритмичный, четкий стук, стук, стук.
И воробьиный слышен крик: чирик, чирик, чирик,
Из телефонной трубки слышим: пик, пик, пик.
Так что такое ритм? Наверно, ты поймешь,
Когда определение верное найдешь.
Музыкальный пульс ты сможешь ощутить,
Если этот ритм сумеешь повторить.
Попробуйте рассмотреть внимательно, в деталях, какой – либо орнамент. В каждом орнаменте отдельные его элементы повторяются и повтор этот отличает одна особенность – ритмичность. В музыке мы можем услышать такую же ритмичность: длинные, короткие, средние по длительности звуки равномерно, упорядоченно чередуются, образуя красочные ритмические узоры, или ритмические рисунки.
Как музыка влияет на человека?
Звуки различных инструментов по разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.
Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Медно-духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым и активным.
Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Неслучайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.
Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, особенно скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.
Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.
На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.
А теперь, в заключении, давайте вспомним:
- когда человек впервые соприкасается с музыкой;
- где звучит музыка;
- как музыка влияет на человека;
- нужна ли нам в жизни музыка?
Игра «Музыкальная отгадай-ка»
Загадайте детям загадки и расскажите о музыкальных инструментах:
Кто в оркестре вам поможет,
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой, из разных стран.
Ну, конечно,…………….(Барабан)
Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.
Деревянные крошки,
Постучи-ка немножко.
Можно щи ими хлебать,
А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)
Ладошка по нему стучит,
Потряхивает вольно.
А он звенит, гремит.
Ему совсем не больно. (Бубен)
Ты возьми меня в ладошки.
Потряси меня рукой.
И услышишь голос мой,
Деревянный, озорной. (Трещотка)
Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.
Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.
Ты возьми его в ладонь,
Слышен будет перезвон.
Динь-динь-динь, дон-дон-дон,
Чей же это звон? (Колокольчик)
Он похож на погремушку,
Только это не игрушка!.. (Маракас)
Игра с мячом: «Назови профессию музыканта»
Каждый музыкант, играющий на определенном музыкальном инструменте, имеет свое название.
Кто играет на баяне? – Баянист.
Кто играет на гармони? – Гармонист
Кто играет на гитаре? – Гитарист.
На пианино? – Пианист.
На контрабасе? – Контрабасист.
На флейте? – Флейтист.
На трубе? – Трубач.
На скрипке? – Скрипач.
На барабане? – Барабанщик.
На балалайке? – Балалаечник.
На арфе? – Арфист.
На аккордеоне? – Аккордеонист.
Виолончель? – Виолончелист.
Игра «Исправь ошибку Незнайки». Вы знакомы с Незнайкой. Он всегда ошибается, потому что ничего не знает. Я сейчас буду говорить вам то, что сказал Незнайка, а вы исправьте его ошибки и скажите правильно.
Скрипач играет на трубе.
Пианист играет на барабане.
Барабанщик играет на балалайке.
Баянист играет на гитаре.
Гитарист играет на баяне.
|